Принято считать, что советский кинематограф — это своеобразный знак качества, выпускавший исключительно высококлассные картины. Отчасти это связано с чувством ностальгии, ведь для многих кинолюбителей фильмы эпохи СССР гораздо лучше того, что сейчас выпускает мировой кинематограф. И темы были актуальнее, и артисты более человечными, но главное в том, что сами зрители были моложе, а в основе любой ностальгии прежде всего лежит тоска по юности.
Однако оценки говорят об обратном: даже в «золотой век» развития кинематографа СССР, включая 80-е годы прошлого века, случались и досадные промахи. Некоторые картины считались неудачными сразу после выхода на экраны. Вспомним эти ленты и попытаемся понять, что же пошло не так.
«Возвращение резидента» (1982)
Советская шпионская сага, затянувшаяся на двадцать лет и представленная четырьмя двухсерийными фильмами, знавала и лучшие времена. По хронологии «Возвращение резидента» стало третьей лентой о судьбе разведчика Михаила Тульева, которому пришлось поработать на секретные ведомства сразу нескольких стран. Однако если картины «Ошибка резидента» и «Судьба резидента» понравились зрителям даже несмотря на то, что были сняты в черно-белом формате, дальше серия пошла на спад.
Отмечается, что приключенческий фильм потерял живость повествования, а сценарий — логику и способность удивлять неожиданными ходами, став шаблонным и «серым». Игра актеров тоже заставляет желать лучшего. К тому же, исполнитель главной роли Георгий Жженов к моменту съемок постарел и уже мало походил на поджарого и готового к любым неожиданностям шпиона. Не порадовали даже молодые артисты, включая Леонида Ярмольника, сыгравшего одного из главных антагонистов. Дело не спасли даже красивые натурные съемки, проходившие в Крыму, Венгрии и в австрийских Альпах.
«Путешествие будет приятным» (1982)
Тут были все слагаемые успеха: сценарий и режиссура Альберта Мкртчяна, ранее поработавшего над культовым фильмом «Земля Санникова». Популярный в те годы Борис Галкин (отец Владислава Галкина). Восходящая звезда Светлана Аманова, которую после этой картины ждали «Спортлото-82» и «Зимний вечер в Гаграх». И даже музыка востребованной рок-группы «Круиз». Не говоря уже о том, что сама история была достаточно интересной: молодой инженер спроектировал автомобиль-амфибию и в компании красивой девушки решил махнуть к морю.
Однако эта картина в жанре «дорожного приключения» не то что не смогла повторить успех лучших фильмов о путешествиях к морю, но и оказалась слишком затянутой и какой-то пустой, лишенной смысла. Критики не оценили, да и зрителям не понравилось, так что шедевром лента не стала.
«Принцесса цирка» (1982)
Относительно этого фильма мнения разделились: части зрителей он нравится, но многие считают комедию пустой и вторичной. Картина стала очередной экранизацией оперетты Имре Кальмана, написанной в 1926 году. Сюжет рассказывает историю таинственного Мистера Икс, циркового актера и звезды, сражающегося за сердце прекрасной представительницы высшего общества наряду с аристократом, для которого в любви все средства хороши.
В 1958 году в СССР уже вышла экранизация этой оперетты, которая называлась «Мистер Икс» и пользовалась сумасшедшим спросом. Исполнитель главной роли Георг Оттс стал кумиром миллионов женщин. Десятилетия спустя его успех мог повторить иностранный студент Игорь Кеблушек, однако у него не хватило ни актерского дарования, ни упорства — для молодого парня эта картина стала единственной в карьере, после чего он спокойно доучился и стал дипломатом.
А режиссер этой музыкальной комедии Светлана Дружинина взяла небольшую паузу в карьере, после чего поставила знаменитых «Гардемаринов».
Кинематограф СССР был прекрасен и ежегодно поставлял в кинотеатры десятки шедевров. Однако не стоит идеализировать ситуацию, ведь случались и откровенно «проходные» работы.